О «танковом кладбище» слышали многие, хотя сразу и не верится, что в городской черте Киева, прямо под открытым небом, валяется целое скопище боевой техники.
Жилой массив Рембаза – один из самых дальних концов киевской «географии». Дряхлые дома сталинской застройки, прикрывшие свою нищету цветом плодовых деревьев, доживают век посреди запущенных дворов. Школьники чистят засоренные могилы на мемориале жертвам Дарницкого концлагеря. А роющиеся на помойке пенсионеры чинно здороваются друг с другом, и подозрительно косятся, когда у них спрашивают дорогу к «танковому кладбищу».
Идти туда не близко. Мы пробираемся по проходам между недавно построенными гаражами и высоким забором воинской части, увитым плющом и колючей проволокой. За ним видны покрашенные в цвет хаки будки для специально обученных собак, которых запускают сюда каждую ночь. Да еще сторожевые вышки с вооруженной охраной, разбросанные то тут, то там среди идиллических дарницких сосен.
А дальше, за поворотом, открывается вид на грандиозное скопление боевой техники. Большинство киевлян не видели такое даже на параде: за небольшим старым забором мирно стоят более сотни танков разных конструкций, поставленные прямо друг на друга, – будто игрушки для великана. Они выстроились металлическими рядами, уперев в небо длинные дула. А рядом ржавеют остовы бронетранспортеров, ракетные установки, комплексы ведения дальнего боя, инженерные танки, военные тягачи и прочая боевая техника самых разнообразных видов – настоящий праздник души для любого милитариста.
Если смотреть из окна соседнего здания, кажется, что под тобой разместилась целая танковая армия. Несложно подсчитать, что здесь скопилось более сотни одних только танков. Многотонные бронированные махины отгружает специальный кран, установленный на курсирующей тут железнодорожной дрезине. Еще дальше чернеет гора из сотен огромных шин от «разутых» бронетранспортеров, и блестят на солнце снятые гусеничные треки. Кажется, тут их хватило бы для того, чтобы выстелить металлическую дорожку из Дарницы куда-то аж за Святошин.
Все это танковое царство относится к ведомству бывшего Киевского военно-ремонтного завода, ныне известного под названием «Киевский казенный ремонтно-механический завод». По словам работником завода, груды военной техники, на самом деле, ремонтируются и потом продаются. К примеру, ставят двигатель от грузовика "Мерседес” в корпус БТР и продают в Африку. Такой подход в который раз подтверждают одну простую истину: украинцы и из воздуха сделают то, что можно будет обменять на деньги.
Но главный инженер ремонтно-механического завода Юрий Басистый утверждает, что завод не имеет никакого отношения к складу танков, а принадлежит какому-то "материальному фонду”. Но кто скажет правду?